Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Медицинские науки. Medical Sciences»

Расширенный поиск

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ВИДЕОИГРЫ В РАННЕМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ИНСУЛЬТА

https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.20.3.004

Аннотация

Церебральный инсульт является значимой медико-социальной проблемой за счет высокого уровня инвалидизации и длительного восстановления трудоспособности. Однако отсутствуют доступные методы реабилитации, которые на основе видеоигр позволили бы продолжить восстановление утраченных функций в амбулаторных условиях. Цель исследования: разработать и изучить эффективность экспериментальной видеоигры «Лабиринт» в раннем восстановительном периоде церебрального инсульта. Материалы и методы исследования. Для разработки видеоигры использовался язык программирования C++ и программный интерфейс приложения Directx 11. Клиническая часть исследования выполнена на базе отделения медицинской реабилитации ГБУ РС (Я) «Республиканская больница № 3». Исследованием охвачены две группы: основную группу составили 10, контрольную - 5 пациентов. Пациентам обеих групп проведены стандартные реабилитационные мероприятия (лечебная физкультура, физиотерапия) и медикаментозная терапия согласно основному и сопутствующим диагнозам. Пациенты основной группы дополнительно проходили тренинг с использованием разработанной видеоигры. Объективизация двигательных нарушений осуществлялась с использованием шкалы баланса Берга и стабилометрии. Результаты исследования. Пациенты основной группы характеризовались большим повышением баллов по шкале баланса Берга (3,5 [2,5; 7,3] балла против 2,0 [0,5; 5,0] баллов, p = 0,013), а также статистически значимым снижением смещения центра давления по фронтальной оси (-1,8 [-7,4; 1,7] мм против 1,2 [-2,4; 11,6] мм, p=0,002). Пациенты, которым тренинг проводился в положении сидя, демонстрировали более выраженное снижение площади статокинезиограммы (-100,2 [-139,4; -54,8] мм2 против -74,7 [-99,6; 133,4] мм2, p = 0,003), а пациенты, которым тренинг проводился в положении стоя, показали более выраженное снижение энергозатрат (-82,7 [-206,8; -23,6] мДж/с против 2,9 [-170,6; 71,4] мДж/с, p = 0,001). Заключение. Разработанная видеоигра «Лабиринт» оказывает положительное влияние на восстановление двигательных функций в раннем реабилитационном периоде церебрального инсульта. Остается открытым вопрос долгосрочного сохранения эффекта видеоигры, а также ее влияния на когнитивные функции.

Об авторах

Н. Н. Сыромятников
Медицинский институт, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Россия


А. А. Таппахов
Клиника Медицинского института, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Россия


Т. Я. Николаева
Медицинский институт, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Россия


В. С. Николаев
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Россия


О. Г. Аргунова
ГБУ РС (Я) «Республиканская больница № 3»
Россия


Список литературы

1. Оптимизация реабилитационного процесса у пациента в остром периоде инсульта на основе механотерапии и когнитивной стимуляции с использованием планшетных технологий / В. И. Шергешев, Ю. В. Плясова, С. В. Котов и др. // Альманах клинической медицины. - 2016. - Т. 44, № 3. - С. 369-375.

2. Разумов, А. Н. Индивидуальные подходы к контролю реабилитационных мероприятий и прогнозированию восстановления больных, перенесших инсульт / А. Н. Разумов, Е. А. Мельникова // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2014. - Т. 91, № 6. - С. 4-8.

3. Состояние обеспечения помощи по медицинской реабилитации, оказываемой в амбулаторных условиях населению России / И. М. Сон, В. А. Евдаков, М. Н. Бантьева и др. // Медицинская реабилитация. - 2016. - № 12 - C. 16-27.

4. Макгонигал, Джейн. Реальность под вопросом. Почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир / Джейн Макгонигал; пер. с англ. Н. Яцюк; [науч. ред. В. Шульпин]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 384 с.

5. Биологическая обратная связь по опорной реакции: методология и терапевтические аспекты / О. В. Кубряк, С. С. Гроховский, Е. В. Исакова, С. В. Котов. М.: Москва, 2015. 128 с.

6. Методы и средства для реабилитации при нарушениях опоры и равновесия в условиях импортозамещения / Л. Р. Ахмадеева, С. И. Галяутдинова, А. И. Киреева и др. // Вестник новых медицинских технологий. - 2018. - № 2. - C. 10-16.

7. Скворцов, Д. В. Стабилометрическое исследование: краткое руководство / Д. В. Скворцов. М., 2010. 174 с.

8. Virtual reality-based post-stroke hand rehabilitation / R. Boian, A. Sharma, C. Han et al. // Studies in Health Technology and Informatics. - 2002. - Vol. 85. - P. 64-70.

9. Feasibility of Adapting a Classroom Balance Training Program to a Video Game Platform for People with Parkinson’s Disease / G. Dowling, R. Hone, C. Brown et al. // Telemedicine and e-Health. - 2013. - Vol. 4 (19). - P. 298-304.

10. Visual Biofeedback Balance Training Using Wii Fit after Stroke: A Randomized Controlled Trial / L. Barcala, L. Grecco, F. Colella et al. // Journal of Physical Therapy Science. - 2013. - Vol. 8 (25). - P. 1027- 1032.

11. The impact of a videogame-based pilot physical activity program in older adults with schizophrenia on subjectively and objectively measured physical activity / H. Leutwyler, E. Hubbard, B. Cooper et al. // Frontiers in Psychiatry. - 2015. - Vol. 6. - P. 1-5.

12. Effects of Balance Training on Balance Performance in Healthy Older Adults : A Systematic Review and Meta-analysis / M. Lesinski, T. Hortobágyi, T. Muehlbauer et al. // Sports Med. - 2015. - № 45(12). - P. 1721-1738.

13. Использование тренажера с многоканальной биологической обратной связью “ИМК-экзоскелет” в комплексной программе реабилитации больных после инсульта / Г. Е. Иванова, Ю. В. Бушкова, А. Ю. Суворов и др. // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 2017. - Т. 67, № 4. - C. 464-472.


Рецензия

Для цитирования:


Сыромятников Н.Н., Таппахов А.А., Николаева Т.Я., Николаев В.С., Аргунова О.Г. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ВИДЕОИГРЫ В РАННЕМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ИНСУЛЬТА. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Медицинские науки. Medical Sciences». 2020;(3):34-42. https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.20.3.004

For citation:


Syromyatnikov N.N., Tappakhov A.A., Nikolaeva T.Y., Nikolaev V.S., Argunova O.G. Assessing the efficiency of the experimental video game in the early rehabilitation period of cerebral stroke. Vestnik of North-Eastern Federal University. Medical Sciences. 2020;(3):34-42. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.20.3.004

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5590 (Online)