ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.28.3.009
Аннотация
Уровень сформированности школьной зрелости напрямую зависит от здоровья детей дошкольного возраста. С целью оценки психофизиологической готовности часто болеющих детей к школьному обучению обследовано 77 детей дошкольного возраста, посещающих подготовительные группы детского сада № 8 «Родничок» г. Якутска. По результатам медицинского осмотра 7,7 % детей относились к 1 группе здоровья, 81,8 % – ко 2 группе и 10,5 % детей – к 3 группе здоровья. Дети 3 группы здоровья в течение года более 7-8 раз болели респираторными заболеваниями и имели ежемесячные пропуски в среднем от 8 до 12 дней. Диагностика готовности будущих первоклассников к обучению в школе проводилась с помощью психологического теста Керна-Йерасека, направленного на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития зрительно-моторных функций и речи, а также школьно-необходимых функцийв форме способности к произвольному поведению. По результатам исследования, готовыми к школьному обучению (показавшими высокий уровень развития по всем тестам) были 67,5 % детей, средний уровень «школьной зрелости» имели 19,5 %, низкий уровень — 1,3 % детей. Оценка психологической готовности к обучению в школе по всем составляющим теста Керна-Йерасека позволила сделать вывод о том, что часто болеющие дети, не имея статистически достоверных отличий от здоровых сверстников по уровню развития зрительно-моторной координации, отстают от них по уровню развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, что может явиться значимой причиной нарушения адаптации детей к школе. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленного обследования детей перед поступлением в школу и подготовки часто болеющих детей к систематическому обучению в школе с использованием специальных здоровьесберегающих программ.
Об авторах
Н. М. ЗахароваРоссия
ЗАХАРОВА Надежда Михайловна – доцент, канд. мед. наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней
677013, г. Якутск, ул. Ойунского, 33/1
Н. А. Гуляева
Россия
ГУЛЯЕВА Надежда Андреевна – доцент, канд. мед. наук, доцент кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии дерматовенерологии
677018, г. Якутск, ул. Крупской, 37Б
С. Ю. Артамонова
Россия
АРТАМОНОВА Саргылана Юрьевна – доцент, канд. мед. наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней
677027, г. Якутск, ул. Кирова, 31
Л. А. Степанова
Россия
СТЕПАНОВА Лена Анатольевна – доцент, канд. мед. наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней
677000, г. Якутск, ул. Ломоносова, 31
С. В. Маркова
Россия
МАРКОВА Сардана Валерьевна – доцент, канд. мед. наук, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней
677018, г. Якутск, ул. Ярославского, 39
Список литературы
1. Балабекян, Е.С. Готовность ребенка к школе и проблема школьной дезадаптации / Е.С. Балабекян // Вестник современных исследований. – 2018. – № 2.2. – С. 31-35.
2. Гаязова, Л.Р., Черкасова, О.В. Психологическая готовность дошкольника к обучению / Л.Р. Гаязова, О.В. Черкасова // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С.49-52.
3. Рыскулова, М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе / М.М. Рыскулова // Вестник бурятского государственного университета. – 2014. – № 5. – С. 65-68
4. Суздальцева, О.О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению / О.О. Суздальцева. – Концепт, 2015. – Спецвыпуск № 01. – C. 96-100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75020.
5. Стандарты индивидуальной оценки физического развития детей в возрасте от рождения до семи лет Республики Саха (Якутия): методические указания / составители: Н.М. Захарова, М.В. Ханды, Я.А. Мунхалова. – Якутск, 2003. – 72с.
6. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников: монография / М.Ю. Стожарова. – Москва.: ФЛИНТА, 2021. – 116с.
7. Фомина, С.Е. Критерии готовности к школьному обучению / С.Е. Фомина. – Современное дошколь- ное образование. Электронный журнал. – 2021. – № 16. URL: https://sdo-journal.ru
8. Якименко, В. А. Педагогические условия формирования физической готовности старших дошколь- ников к обучению в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Якименко. – M, 2007. – 18с.
Рецензия
Для цитирования:
Захарова Н.М., Гуляева Н.А., Артамонова С.Ю., Степанова Л.А., Маркова С.В. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Медицинские науки. Medical Sciences». 2022;(3):76-84. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.28.3.009
For citation:
Zakharova N.M., Gulyaeva N.A., Artamonova S.Y., Stepanova L.A., Markova S.V. PSYCHOPHYSIOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL EDUCATION IN FREQUENTLY ILL CHILDREN. Vestnik of North-Eastern Federal University. Medical Sciences. 2022;(3):76-84. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.28.3.009