Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Медицинские науки. Medical Sciences»

Расширенный поиск

ОЦЕНКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.25.4.003

Аннотация

Целью данной работы является исследование свойств внимания и объема кратковременной вербальной памяти в зависимости от психоэмоционального состояния организма, в частности уровня нейротизма (психоэмоциональной устойчивости), ситуативной и личностной тревожности у студентов вуза в условиях Севера. В исследовании принимали участие студенты из числа добровольцев, средний возраст которых составил 19,56±0,21 лет (n=51). Исследование личностно-эмоциональных параметров организма проводилось общепринятыми методами: с помощью опросника Айзенка (EPI) и опросника Спилбергера в модификации Ханина. Исследование объема кратковременной слуховой и зрительной памяти, свойств внимания проводили с помощью автоматизированных методик на АПК «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», Иваново, Россия). Результаты наших исследований показали, что когнитивные процессы зависят от эмоционального состояния человека. Так, большинство студентов с высоким нейротизмом обладают высоким объемом и переключаемостью внимания. Уровень ситуативной и личностной тревожности оказывает большее влияние на переключаемость внимания - повышение психоэмоционального напряжения приводит к увеличению переключаемости внимания. Кроме того, повышение уровня личностной тревожности может привести к снижению объема внимания. Высокий уровень СТ приводит к снижению объема памяти, а высокий уровень ЛТ приводит к повышению объема памяти.

Об авторах

Е. Н. Николаева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


О. Н. Колосова
Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН
Россия


Список литературы

1. Николаева, Е.Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях Севера : дис.. канд. биол. наук : 03.00.13 / Е.Н. Николаева. - Якутск, 2006. - 112 с.

2. Долганина, О.А. Влияние уровня тревожности на характеристики памяти, внимания и восприятия / О.А. Долганина // II Региональная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Гуманитарные науки в современном обществе: педагогика, психология и социология» : сборник материалов [Электронный ресурс]. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2011. - Режим доступа: http://elib. sfu-kras.ru/handle/2311/20701

3. Муравьева, И.В. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у российских и иностранных студентов при адаптации к условиям обучения в вузе : дисс. канд. биол. наук / И.В. Муравьева. - Астрахань, 2014. - 175 с.

4. Батаршев, А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике / А.В. Батаршев. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - С. 44-49.

5. Фомина, Е.В. Влияние стресса на когнитивные способности здорового челоаека: нейрофизиологические аспекты / Е.В. Фомина, Е.С. Оленко, А.И. Кодочигова, Д.Ю. Филиппов // Психосоматические и интегративные исследования. - 2019. - Т. 5, № 4.


Рецензия

Для цитирования:


Николаева Е.Н., Колосова О.Н. ОЦЕНКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Медицинские науки. Medical Sciences». 2021;(4):22-28. https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.25.4.003

For citation:


Nikolaeva E.N., Kolosova O.N. THE ASSESSMENT OF COGNITIVE FUNCTIONS AND PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE NORTH. Vestnik of North-Eastern Federal University. Medical Sciences. 2021;(4):22-28. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.25.4.003

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5590 (Online)