Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Медицинские науки. Medical Sciences»

Расширенный поиск

ЛОНГИТУДИНАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА У СТУДЕНТОВ

Аннотация

Успешность адаптации студентов к учебному процессу в вузе во многом определяется особенностями латеральной специализации полушарий мозга. При этом, возможна изменчивость функционального взаимодействия полушарий, для обеспечения оптимального уровня адаптации в меняющихся условиях. Исследовалась динамика функциональной асимметрии мозга (ФАМ) у студентов-медиков младших курсов в разные годы (2015-2022 гг.). Обследованные 194 студента-якута 1-2 курсов мединститута СВФУ 18 – 23 лет разделены на 4 группы по годам и подгруппы: пишущие левой рукой и пишущие правой рукой. Определяли профиль латерального фенотипа головного мозга и степень асимметрии с помощью коэффициентов асимметрии (Ка). Для оценки Ка находили средние и квартильные значения. При сравнении межгодовых значений Ка использовался непараметрический, ранговый метод Вилкоксона. У праворуких за 7 лет выявлено увеличение студентов, с правшеством руки на 25 %, а ноги на 12,3 %. Вместе с повышением правшества руки и ноги увеличилось среднее Ка, а его квартильные значения значимо сместились вправо. К 2022 г. у праворуких снизилась на 20 % доля правоглазых и снизилось до -0,05 среднее Ка. Произошел сдвиг первого квартиля Ка до -1, что соответствует симметрии глаз. У леворуких за 7 лет снизилось левшество руки на 22,6 %, ноги – на 42,2 %. Уменьшилось среднее Ка руки и ноги, устанавливается симметрия ноги и значимо отклоняется третий квартиль в положительную сторону. Снижается встречаемость доминирующего левого глаза к 2022 г. на 38,1 % относительно 2015 г. Снижение встречаемости левшества глаза сопровождается уменьшением как средних, так и медианных значения Ка, что свидетельствуют о симметричности функции этого органа у леворуких в конце семилетнего периода. Лонгитюдные исследования функциональной асимметрии мозга у студентов – медиков младших курсов свидетельствуют о тенденции к доминированию левого полушария, что должно способствовать повышению уровня развития когнитивных функций и улучшить адаптивные возможности студентов в учебной деятельности.

Об авторах

Г. К. Степанова
МИ СВФУ
Россия

СТЕПАНОВА Галина Касьяновна – доктор мед. наук, доцент, профессор кафедры нормальной и патологической физиологии

Телефон +79246612632



В. В. Егоров
МИ СВФУ
Россия

ЕГОРОВ Владимир Владимирович – студент

 



Список литературы

1. Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. – М.: Медицина, 1988. – 201 с.

2. Меерзон Т. И. Функциональная асимметрия мозга и адаптация студентов к учебному процессу / Т.И. Меерзон, Е.Е. Лутовина // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-2. – С. 221-224.

3. Булычева Е.В. Функциональная организация когнитивной деятельности учащихся старшего школьного возраста, обусловленная типом межполушарной асимметрии головного мозга / Е.В. Булычева, О.М. Жданова, И.А. Сетко // Тихоокеанский медиц. ж. – 2021. – № 3(85). – С. 49-54.

4. Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П. Леутин, Е.Н. Николаева. – СПб.: Речь, 2008. – 368 с.

5. Погонышева И.А. Влияние полушарной организации мозга на процессы адаптации студентов северного вуза / И.А. Погонышева, Д.А. Погонышев // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 100- 104.

6. Куликов В.Ю. Роль функциональной межполушарной асимметрии в психофизиологической адаптации студентов / В.Ю. Куликов, Л.К. Антропова // Сиб. мед. вестн. 2021. № 4. С. 57–65. DOI: 10.31549/25418289-2021-4-57-65.

7. Визель Т.Г. Особенности функциональных ролей полушарий мозга и вопросы обучения / Т.Г. Визель // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. Т. 8. – Выпуск 5. – С. 539-546. https://doi.org/10.30853/ped20230077.

8. Фокин В.Ф. Стационарная и динамическая организация функциональной межполушарной асимметрии / В.Ф. Фокин, А.И. Баравова, Н.С. Галкина, Н.В. Пономарева, И.А. Шимко. // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир, 2009. – С. 389-428.

9. Gotts S. J., Jo H. J., Wallace G. L. et al. Two distinct forms of functional lateralization in the human brain // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2013. – Т. 110. – № . 36. – P. E3435-E3444. https://doi.org/10.1073/pnas.1302581110

10. Guadalupe T., Zwiers M. P., Wittfeld K. et al. Asymmetry within and around the human planum temporale is sexually dimorphic and influenced by genes involved in steroid hormone receptor activity //Cortex. – 2015. – V. 62. – P. 41-55. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2014.07.015

11. Витязь С.Н. Влияние направления подготовки на формирование функциональной асимметрии мозга студентов в период обучения в Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте / С.Н. Витязь // От фундаментальной биологической науки к практике: сб. научн. трудов. – Казань: НОО «Профессиональная наука», 2017. – С. 4-15.

12. Лопацкая Ж. Н. Определение индивидуальных профилей функциональной асимметрии головного мозга у студентов-медиков / Ж.Н. Лопацкая, А.Н. Поборский // Психология. Психофизиология. – 2022. – Т. 15. – № . 3. – С. 80-90. DOI: 10.14529/jpps220308


Рецензия

Для цитирования:


Степанова Г.К., Егоров В.В. ЛОНГИТУДИНАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА У СТУДЕНТОВ. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Медицинские науки. Medical Sciences». 2024;(3):83-90.

For citation:


Stepanova G.K., Egorov V.V. A LONGITUDINAL STUDY OF FUNCTIONAL BRAIN ASYMMETRY IN STUDENTS. Vestnik of North-Eastern Federal University. Medical Sciences. 2024;(3):83-90. (In Russ.)

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5590 (Online)