СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ЮНОШЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.31.2.006
Аннотация
Сверхнизкая рождаемость в современном обществе является ведущей причиной депопуляции. Изменение стандарта полового поведения молодёжи следует расценивать как один из основных путей сохранения репродуктивного потенциала и социальной стабильности государства. Разработка методов профилактической работы по формированию здоровьесберегающего поведения в репродуктивной сфере в большинстве работ касается девушек. Отсутствие социально-гигиенической модели по формированию здоровьесберегающего поведения в репродуктивной сфере у юношей явилось обоснованием для разработки таковой специалистами детской поликлиники.
Целью настоящей работы явилось представление опыта разработки и реализации социально-гигиенической медико-организационной технологии по формированию у юношей здоровьесбережения в репродуктивной сфере.
Обоснованием для разработки социально-гигиенической модели явились результаты предварительного медико-социологического исследования – анкетирования юношей и их родителей: высокий удельный вес сексуально активных юношей с ранним половым дебютом, использующих незащищённый половой акт, распространённость промискуитета на фоне низкого уровня знаний о репродуктивном здоровье, мотивации на здоровьесбережение в репродуктивной сфере и недостаточной роли семьи по вопросам полового воспитания подростков; высокий уровень согласованности мнения родителей юношей о необходимости привлечения компетентных специалистов – врачей и психологов, к систематической и плановой работе по половому воспитанию их сыновей. Социально-гигиеническая модель разработана на основе межведомственного и межпрофессионального подхода с участием врачей детской поликлиники, педагогов, психологов и социальных работников. Структурно и функционально модель соответствует образовательному кластеру, предполагает этапность реализации мероприятий и включает в качестве основного компонента инновационную образовательную программу «Школа юного джентльмена» в рамках деятельности Школы репродуктивного здоровья для юношей, реализуемую на базе территориально прикреплённых к детской поликлинике средних общеобразовательных школ. Участие в программе Школы репродуктивного здоровья для юношей в течение одного учебного года сопровождалось ростом уровня знаний о репродуктивном здоровье и ранжированного уровня мотивации подростков на здоровьесбережение в репродуктивной сфере, увеличением возраста сексуального дебюта и относительным ростом приверженности к защищённому половому акту среди сексуально активных юношей.
Разработка и внедрение социально-гигиенической модели по формированию у юношей здоровьесбережения в репродуктивной сфере и реализация инновационной образовательной программы «Школа юного джентльмена» являются медико-организационной технологией управления здоровьесбережением в этой сфере. Повышение уровня мотивации юношей на сохранение репродуктивного здоровья через получение достоверной и полной информации от компетентных специалистов – детского уролога-андролога и психолога, способствует формированию здоровьесберегающего полового поведения.
Об авторах
Е. Г. ЛаричеваРоссия
ЛАРИЧЕВА Евгения Геннадьевна – врач, детский уролог-андролог, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
628405, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Комсомольский, д. 10, кор. 1
+7(922)781-26-81
В. В. Мещеряков
Россия
МЕЩЕРЯКОВ Виталий Витальевич – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детских болезней, бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
+7(922)592-85-74
Список литературы
1. Щербакова, Е.М. Демографические итоги I полугодия 2021 года в России (часть I) / Е.М. Щербаков [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly: электрон. научн. журн. 2021. N 911-912. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2021/0911/barom05.php (дата обращения 08.06.2023).
2. Бурина, Е.А. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства / Е.А. Бурина [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета: электрон. научн. журн. 2020. N 8(1). URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1062 (дата обращения 08.06.2023).
3. Баранов, А. А. Медико-социальные проблемы воспитания подростков / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. – М.: ПедиатрЪ, 2014. – 388 с.
4. Мурзабаева, С. Ш. Первичная профилактика – приоритетное направление в сохранении репродуктивного здоровья населения в Российской федерации / С.Ш. Мурзабаева // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2014. – № 2. – С. 15-19.
5. Уварова, Е. В. Правовые аспекты охраны репродуктивного здоровья несовершеннолетних по профилю «акушерство и гинекология» в Российской Федерации / Е.В. Уварова, М.Г. Коломейцев, М.В. Радченко // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2022. – № 1. – С. 16-33.
6. Баласанян, В. Г. Врачу о половом воспитании девочек и девушек-подростков / В. Г. Баласанян, А. В. Миронова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. -2017. – № 4-5. – С. 78-84.
7. Давыденко, Л. А. Половое поведение и репродуктивные установки девочек-подростков в условиях социально-экономической трансформации общества: гигиенические и социальные аспекты / Л. А. Давыденко, Н. И. Латышевская, А. В. Беляева // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 81-88.
8. Уварова, Е. В. Правовые аспекты охраны репродуктивного здоровья несовершеннолетних по профилю «акушерство и гинекология» в Российской Федерации / Е.В. Уварова, М.Г. Коломейцев, М.В. Радченко // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2022. – № 1. – С. 16-33.
9. Аполихин, О. И. Современная демографическая ситуация и проблемы улучшения репродуктивного здоровья населения России / О. И. Аполихин, Н. Г. Москалёва, В. А. Комарова // Экспериментальная и клиническая урология. – 2015. – № 4. – С. 4-14.
10. Кучма, В. Р. Межсекторальное взаимодействие при формировании здорового образа жизни детей и подростов: проблемы и пути решения / В.Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2014. - № 3. – С. 4-9.
11. Ларичева, Е.Г. Особенности полового поведения юношей и их осведомлённость о репродуктивном здоровье в современных условиях / Е.Г. Ларичева, В.В. Мещеряков // Уральский медицинский журнал. – 2019. – Т.170, № 2. – С. 26-30. DOI 10.25694/URMJ.2019.02.21
12. Портер, М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 608 с.
13. Ширшов, В.Д. Кластерный подход к социальной работе / В.Д. Ширшов, М.А. Зыскина // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 116-126.
14. Анисова, Н. А. Типовая модель кластера как методологическая основа теории кластеров: монография / Н. А. Анисова. – Тюмень: ТИУ, 2019. – 218с.
15. Полянин, А.В. Развитие системы здравоохранения на основе кластерного подхода / А.В. Полянин, Л.И. Проняева, А.В. Павлова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021. – Т.129(S1). – С. 694–702.
16. Данилов, С.В. Кластерный подход как методологическая основа управления инновационными процессами в системе образования / С.В. Данилов // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 42-59.
17. Ларичева, Е.Г. Оценка результативности инновационного проекта «Школа репродуктивного здоровья» для юношей / Е.Г. Ларичева, В.В. Мещеряков [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] – 2019. – Т.65, № 2. DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-2-6
Рецензия
Для цитирования:
Ларичева Е.Г., Мещеряков В.В. СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ЮНОШЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Медицинские науки. Medical Sciences». 2023;(2):50-59. https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.31.2.006
For citation:
Laricheva E.G., Meshcheryakov V.V. SOCIO-HYGIENIC MODEL OF THE FORMATION OF HEALTH-SAVING BEHAVIOR IN THE FIELD OF REPRODUCTIVE HEALTH IN YOUNG MEN. Vestnik of North-Eastern Federal University. Medical Sciences. 2023;(2):50-59. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.31.2.006